Политика
Россия - мировой лидер по экспорту пшеницы

 

Россия заняла первое место в мире по экспорту пшеницы, обойдя Канаду и США. Об этом сообщил глава Минсельхоза РФ Александр Ткачев.

"По экспорту пшеницы эта цифра (составляет) порядка 25 млн тонн. Мы стали мировыми лидерами по экспорту пшеницы. Обошли тем самым такие страны как Канада, Америка", - говорится в сообщении.

В прошлом году Россия достигла рекордных показателей по урожаю кукурузы - 13,2 млн тонн, рису - 1,1 млн тонн, сое - 2,7 млн тонн и гречихе - 900 тыс. тонн. Общий урожай зерновых в прошлом году составил 104,8 млн тонн. Прогноз Минсельхоза по экспорту зерна на этот сезон составляет 33 млн тонн.

"Россия с середины 2000 стабильно находится среди лидеров по экспорту зерна, поставляя его в основном в страны Ближнего Востока, Северную Африку и страны СНГ. Традиционными лидерами экспорта в отрасли являются США и Канада, что не удивительно. В 2016 году Россия выйдет на первое место вполне закономерно. Безусловно, этому способствует хороший урожай, и, что особенно важно - дорогой доллар. Слабый рубль позволяет успешно конкурировать с североамериканскими экспортерами, поскольку российское зерно оказывается дешевле при сопоставимом качестве", - заявил в интервью REX российский аналитик Роман Балиян.

Нашли ошибку? Выделите текст, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.

Read Full Article

 
Исторический субъект во времени и пространстве / Андрей Шабага

Приведя примеры того, как пространственная идентичность зависит от социального хронотопа, укажем также на случаи его влияния на темпоральную идентичность исторического субъекта. Критерием этого влияния будет, так же как и в случае с городским пространством, социальная маркировка. Только индикаторами будут уже не обозначения, опирающиеся на оппозиции центр-периферия, власть-подчинение, богатство-бедность (ибо именно они объясняют причины разделения и распределения пространства), а показатели, указывающие в основном на идею, господствующую в обществе в это время. Возьмём, например, эллинский хронотоп - древнегреческую модель организации времени-пространства. Будучи принятым – точнее, насаждённым, но не отторгнутым - в обществах Востока, он породил там то время, которое мы сейчас обозначаем, как эпоху эллинизма. Заметим, что терминам «эллинизм», «эллинистическое искусство», «эллинистические государства» и т.д. около двухсот лет, хотя все они обозначают события, которые происходили в период с IV по I вв до н.э.

В такой маркировке, помимо темпоральной составляющей присутствует и телеологическая (точнее квазителеологическая, поскольку телеологическое содержание было приписано позднее) компонента, указывающая на цель развития поименованного субъекта. Но «эллинизм» - далеко не единственная темпоральная и телеологическая маркировка исторического субъекта, произошедшая a posteriori: наименование «Ренессанс» тоже «возникло» после исчезновения феномена - через 400-600 лет после того времени, которое нам сейчас известно как эпоха Возрождения. Впрочем, бывают и синхронные маркировки таких событий, которые качественно преобразуют общество. Например, все революционные события – будь то революции во Франции, России или других странах – если они действительно резко изменяют идентификационные качества субъекта, - замечаются современниками сразу и получают (иногда вместе с субъектом) соответствующие темпоральные характеристики. Например, конец «Июльской монархии» во Франции положила «революция 1848 года». А в России «Временное правительство» пало в результате «Октябрьской революции».

Продолжая рассуждать по поводу хронотопов, заметим, что для любого субъекта время проявляет себя через пространство. Лишь изменение пространства даёт субъекту возможность вводить категорию времени. Вот несколько простейших примеров. Понятия сезонов и месяцев связаны для нас с климатическими изменениями пространства и различиями в пространственном расположении звёзд на небе; понятия дней – с изменением положения Земли относительно Солнца; понятия часов и минут – либо также с положением относительно Солнца, либо с пространственными изменениями на циферблате. Известно много случаев, когда сведение к минимуму восприятия большинства изменений пространства (в результате пребывания в пещере или депривационной камере) приводило к почти полной утрате временных ориентиров. Из этого следует, что восприятие субъекта находится в прямой связи с особенностями изменения окружающего пространства. Если оно изменяется более или менее устойчиво, возникает представление об определённой направленности времени (как это было у римлян), если развитию социального пространства присущи упадки и возрождения, то время может восприниматься как цикл или череда циклов, включённых друг в друга (как у древних индусов).

Заметим, что усложнение социального пространства влечёт за собой и усложнение представлений о времени, как способа его измерения. К примеру, в ХХ веке, когда социальное пространство всё больше и больше включает в себя элементов пространств макро- и микромира, речь заходит не только о множественности способов временного измерения, но и о возможности «одновременного» существования в разных, прежде всего, «физических временах». В частности, Р.Пенроуз утверждает о возможности существовании семи разнонаправленных стрел времени, которые связаны с распадом К-мезона, квантомеханическими наблюдениями, общим ростом энтропии, запаздыванием излучения, психологическим временем, расширением Вселенной и соотношением чёрных и белых дыр. Нас подобное расхождение может интересовать лишь в общетеоретическом отношении, но на вероятную причину подобных расхождений мы, всё же, рискнём указать. На наш взгляд, природа расхождений заключается в пространственных различиях. Поясним это на примере рассмотрения одной из сторон пространственных взаимодействий. Опыт социального развития, существующий к настоящему времени, показывает нам, что чем более единым становится социальное пространство, тем более единым становится и темпоральный способ его измерения. К концу ХХ века практически все исторические субъекты почувствовали, насколько хронологически зависимы они друг от друга (мы имеем в виду возможность компьютерного сбоя по всему миру в связи с переходом человечества в новое тысячелетие). Из этого следует, что чем обширнее становится социальное пространство и и чем полнее оно втягивает в себя иные виды пространства, тем универсальнее становятся способы его измерения и времена «синхронизируются».

В этом смысле время относится тем универсалиям, которые, согласно Аквинату, возникают post rem (после вещи), то есть после того, как возникшие предметы образуют вещное пространство. И потому представление о социальном времени, как об индикаторе, возникает и изменяется вместе с соответствующими проявлениями социального пространства. Что касается проявлений социального пространства, то его можно свести к трём-четырём основным фазам. Вначале оно возникает

как потенция, энтелехия и затем реальность. И так продолжается до тех пор, пока его развитие не будет прервано, войдя в конфликт с другим пространством (социальным или природным). Соответственно и время, сначала свёрнуто в рамках социального окна, затем маркирует актуализацию социального пространства и, далее зависит возникновения новых окон или поглощения прежнего пространства другим.

Если пространство не меняется (точнее не воспринимается его создателями как меняющееся), то и время считается «застывшим». Таким образом, только изменение пространства (внешнее или внутреннее) даёт субъекту точку отсчёта времени. И оно же, наряду с особенностями человеческого развития определяет направленность времени. В этом смысле мы можем воспринимать направленность времени как субъектный произвол. Ибо, различают ли время за пределами нашего социума, а если различают, то как воспринимают, мы пока знать не можем. В последнее время получили распространение гипотезы о том, что время может иметь разную направленность. Нас в данном случае подобные предположения могут заинтересовать тем, что они противоречат традиционному способу анализа социальных субъектов. Ибо существующие способы идентификации исторических субъектов, а также прогнозы их дальнейшего развития основаны на т.н. «стреле времени», предполагающей уникальность (единственность) прошлого. Но способны ли мы, опираясь на гипотетическую возможность разнонаправленности или даже обратимости времени, извлечь что-либо полезное для идентификационной характеристики исторических субъектов? На наш взгляд нет.

Мысленный эксперимент на эту тему как-то предложил Н.Винер. Он представил как некое разумное существо, время которого имеет противоположную по отношению к нам направленность, посылает нам сигнал. В случае, если бы мы были в состоянии уловить этот сигнал, мы бы восприняли его в обратном порядке. А потому то, что являлось бы для нашего респондента причиной, для нас бы явилось следствием. И наоборот. Посему договориться бы не удалось. Если продолжать размышления на эту тему и допустить существование существ, у которых время в принципе не пересекается с нашим (то есть мы находимся в разных пространствах), то о взаимной идентификации вообще не может идти никакой речи.

Но возвратимся к социальным особенностям восприятия времени. С одной стороны, пространство, в котором мы некогда появились, задало нам те ориентиры, которые были в дальнейшем использованы для выработки представлений о времени и его характеристиках. Если отвлечься от утверждений, что представления о пространстве и времени являются врождёнными характеристиками и не рассуждать в этой связи о прачеловеке и его предках, а сосредоточиться на деятельности человека в узкосоциальном смысле, когда совокупность разумных людей (homo sapiens) уже могла совершенно осмысленно соотносить свою деятельность с особенностями вмещающего их пространства, то, как справедливо писали многие антропологи, наблюдаемая homo sapiens регулярность изменений, связанных с движением Земли и других космических тел относительно друг-друга (Солнца, Луны и др.) задала размерность, которая стала использоваться людьми в качестве одного из основных критериев пространственных изменений. В дальнейшем на этой основе, по мере востребованности, были созданы более мелкие единицы вплоть до миллионной и более доли секунды. Да и сами способы измерения времени становились всё более изощрёнными. В частности, на парижской конференции по мерам и весам (1964 г) за эталон секунды было признано 9 192 631 770 колебания генератора, вызванных пространственными перемещениями атомов цезия.

В связи с особенностями восприятия времени можно вспомнить об известном предположении, что время является незаконорождённым понятием, возникшим в результате появления в сознание идеи пространства. Нам не слишком близка эта мысль, так как мы полагаем, что идея о временной размерности генетически связана с представлениями человека о пространственных изменениях. Иначе говоря: от фиксации изменений пространства, породившей идею времени, человек перешёл к идее движения в пространстве. В связи с этим у него возникла мысль и о движении времени. И потому вряд ли стоит говорить о незаконнорождённости этого понятия. Но, ассоциация движения со временем привела к вопросу о том, куда может двигаться время?

Самовосприятие человека устроено таким образом, что он, вне зависимости от направленности движения (в т.ч.вверх и вниз) по большей части ощущает, что движется вперёд. Это связано с особенностью расположения его зрительных органов. В силу этого, рассуждая по аналогии с собой, он предположил, что и время движется вперёд. Но правильное чередование времён года, а также практика существования в трёхмерном мире показывала человеку, что движение вперёд не исключает возвращения к прежнему состоянию или объекту. Видимо, нередки были случаи, когда человек, двигаясь, как ему казалось только вперёд, приходил в исходную точку. Или мореплаватели, плывя по возможности прямо, полностью огибали острова и т.п. Подобные явления могли порождать циклические представления о времени, которые затем в некоторых обществах были заменены на волнообразные концепции, финалистские и др.

В начале ХХ века получила широкое распространение темпоральная концепция развития общества «по спирали». В конце ХХ века в моду вошло «разгибание» спирали. Излишне говорить, что все эти темпоральные описания имели важное отношение к проблеме идентичности исторического субъекта. Ибо они задавали ему ориентиры, согласно которым он определял своё положение по отношению к настоящему и будущему. На волне интереса к ориентирам во Франции появилась даже новая историческая школа (Анналов), обратившая достаточно пристальное внимание на проблему идентичности субъектов. Первые «анналисты» сгоряча провозгласили лозунг «тотальности» истории, что должно было привести к интерпретации исторического континуума если не в его предельной пространственной полноте, то с максимально возможным учётом всех внутренних и внешних связей субъекта. Но на деле вышло иначе. Большинство представителей этой школы, понимая невозможность охватить необъятное, принялись за эскизные наброски, в которых притязание на всесторонний анализ исторических субъектов, «уравновешивалось» популярным описанием наиболее значительных явлений и процессов.

Методологические притязания анналистов в каком-то смысле спас Ф.Бродель. Стремясь не выходить за пределы методологии «анналистов», он стал рассматривать исторические субъекты в концептуально новых пространственно-временных границах. Наиболее отчётливо это проявилось в его исследовании квазиавтономной торговли России в XVI-XVIII вв, экономики Венеции XV в, Антверпена-Амстердама XVI-XVII вв и др. Следующий шаг в методологическом аспекте пытался сделать М.Фуко, который, воодушевившись идеей членения социального пространства, стал везде искать прерывности, считая их наиболее надёжными идентифицирующими факторами. Но эту попытку вряд ли можно считать успешной, поскольку суетливое стремление чуть ли не в каждом социальном феномене видеть конец одного процесса и начало другого ведёт к тому бессмысленному умножению сущностей, об опасности которого предупреждал Оккам. В силу этого броделевская мысль о том, что при исследовании социального пространства следует обращать основное внимание на периоды большой протяжённости, кажется нам значительно более продуктивной.

Поэтому, пытаясь дать ответ относительно обстоятельств, которые приводят к переходу к другой пространственно-временной парадигме (т.е. перехода от одного социального хронотопа к другому), скажем следующее. Нам представляется, что для исследования процессов перехода исторического субъекта от одного социального хронотопа к другому, целесообразно ввести понятие социального окна [эвентуальныхвозможностей], приоткрывающего для общества в зависимости от состояния среды возможность перехода в иной социальный континуум. Иными словами: социальным окном называется интервал пространственных состояний, в пределах которого вероятность радикальных изменений социального пространства максимальна. Или, точнее, уникальное состояние структуры социального пространства, допускающее резкое или даже скачкообразное изменение структуры за счёт перераспределения и замещения значений структурных элементов и связей между ними

В этой парадигме социальное окно будет являть собой тот самый переход, посредством которого социальный хронотоп из предмета преимущественно эпистемологического рассмотрения (предлагаемый хронотоп) переходит в новое состояние, имеющее в основном онтологический статус (реализуемый хронотоп). Кроме того мы видим определённые перспективы и для введения другого понятия - пространства социальных возможностей, которое с течением времени меняется, так как, будучи мыслительным конструктом, напрямую зависит от коллективных представлений той или иной эпохи. То есть тем, что И.Кант называл трансцендентным, ноуменом (noumena) и интеллигибельным (intelligibilia).

В этом смысле нам близка мысль И.Р.Пригожина о том, что время не только конструируется в каждый данный момент, но и может находиться в зависимости от решений, принимаемых социумом. Правда, в отличие от автора, мы склонны истолковывать её не в отношении физических процессов, где возможность влияния на них человека крайне невелика, а в социальном смысле и при условии неразрывной связи и зависимости времени от пространства. А также уточнив, что, возможно, время и «конструируется» каждый день, но далеко не каждый день этот конструкт способен проявить себя в качестве одного из решающих обстоятельств. Или, говоря иначе, полагая пространство основополагающей субстанцией, оказывающей сильнейшее воздействие на исторический субъект, мы, в отличие от геополитиков, считаем, что оно способно оказывать воздействие на его идентичность только в том случае, если это социально освоенное или же социально преобразованное пространство. То есть, представляет из себя объект, который преобразован в соответствии с ценностями некоего общества или которому приписывают определённые ценности. В этих случаях результат его воздействия на исторический субъект если и не обладает «зеркальным эффектом», то даёт нечто весьма на него похожее.

А поскольку время, мы считаем не атрибутом пространства, а одним из способов его измерения, постольку и социальное время является одним из весьма значимых способов измерения социального пространства, ибо без него идентификация того или иного субъекта будет не полной. Поэтому, идентифицируя тот или иной исторический субъект по пространственным параметрам, мы по необходимости должны учитывать его темпоральную индикацию (например, «Дания XI века»). Из этого мы выводим два заключения. Первое состоит в том, что использование контаминации «хронотоп» в качестве термина, указывающего на основные показатели, которые мы применяем при определении идентичности, является вполне оправданным. Суть второго заключается в том, что благодаря способу темпорального измерения взаимовлияния и взаимопроникновения ментального и социального пространств, мы можем дать ещё одно определение идентичности исторического субъекта. Согласно ему, идентичность может рассматриваться также как способ связи ментальных и социальных пространств, направленный на оправдание существования исторического субъекта. В этой парадигме назначение идентичности заключается в том, чтобы придать смысл перехода исторического субъекта от одного социального пространства к другому, показывая при этом, что сам субъект по-прежнему сохраняет свои основные качественные характеристики.

Подробнее: Шабага А.В. Исторический субъект в поисках своего Я. - М.: РУДН, 2009. - 524 с.

Нашли ошибку? Выделите текст, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.

Read Full Article

 
Санкции имени Меркель: кто мешает немецкому бизнесу в России? / Наталья Ивкина

Проблема украинского кризиса долгое время не теряла своей актуальности. О ней писали средства массовой информации и научные издания, ее обсуждали на международных конференциях, на двусторонних и многосторонних встречах глав государств. Но сегодняшняя информационная обстановка говорит о том, что внутриполитические проблемы Украины перестали волновать Запад. Создается впечатление, что повестка дня европейских и американских СМИ изменилась в сторону ослабления давления на Россию из-за событий на Украине.

Однако это не мешает США и Европе продлевать экономические санкции в отношении России. Причины введения санкционного режима преимущественно политические. При этом каждое новое событие, связанное с украинским кризисом, порождает новый виток политической напряженности. Первый пакет санкций пришелся на середину 2014 г., когда прошел крымский референдум. Вопреки предупреждениям Запада Россия поддержала желание Республики Крым войти в состав нашего государства. Крушение Boeing 777 в Донецке еще больше усугубил ситуацию.

И если отношение США к этому вопросу обосновано тем, что широкий спектр экономических отношений между двумя государствами со времен «холодной войны» так и не установился, то про страны-члены Европейского Союза этого сказать нельзя. Объем товарооборота России со странами ЕС в 2013 г. вырос на 1,9% по сравнению с 2012 г. и составлял $ 417 млрд. Зато в 2014 г. наблюдалось снижение объема товарооборота почти на 10%. Процесс снижения уровня взаимной торговли спровоцировали санкции ЕС в отношении России. При этом, каждое новое заседание Совета ЕС приводило к тому, что принималось решение о продлении санкций в отношении России.

Большинство членов ЕС пострадали от санкций, но есть ряд стран, которые в большей степени ощутили на себе санкционный эффект. Лидирующие позиции в этом списке занимает Германия по причине высокого уровня товарооборота. Немецкие бизнесмены уже в 2014 г. начали вслух говорить о том, что санкции наносят вред экономическому развитию. Крупные немецкие компании, такие как BASF, Volkswagen, Siemens, хорошо закрепившиеся на российском рынке, терпели колоссальные убытки. Руководитель BASF Курт Бок в интервью немецкой газете Süddeutsche Zeitung заявил, что: «политики не понимают, какой ущерб санкции наносят бизнесу. Сотрудничество BASF с Газпромом сейчас стоит под угрозой и восстановить отношения будет не просто» [1]. Естественно руководители крупного и среднего бизнеса задаются вопросом, почему лидеры государств в ущерб экономическим интересам страны продлевают антироссийские санкции?

Создается впечатление, что канцлер Германии Ангела Меркель, пытаясь угодить одновременно своим заокеанским партнерам и успокоить немецких бизнесменов, не добилась положительного эффекта ни на одном поприще. Это показывает постоянно снижающийся рейтинг канцлера Германии. Те решения, которые принимаются с ее подачи, вызывают много вопросов, как в немецком обществе, так и политических партиях. Премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер, член партии ХСС, неоднократно предупреждал о том, что антироссийские санкции ударят, прежде всего, по самой Германии, причем не только в экономическом, но и в политическом плане. Причиной являются тесные связи Германии с Россией в различных сферах.

Очевидно, что финансово-экономический сектор Германии не хочет ждать, пока канцлер снимет свои политические претензии к Москве. Это снижает уровень доверия к Меркель и в самом Христианско-демократическом союзе (ХДС), лидером которого она является. Существуют опасения, что оппозиция правящей коалиции воспользуется ситуацией и на обещаниях, связанных с отменой антироссийских санкций придет к власти в Германии. Опасения оправданы с точки зрения того, что внутри правящей коалиции периодически возникают разногласия. Когда в декабре 2015 г. было принято решение о продлении санкций в отношении России, Меркель заявила, что не видит причин для их отмены. Но такой ответ не устроил ни экономистов, ни общественность, поэтому нашли официальную причину – неисполнение Россией Минских договоренностей.

Напомним, 6 февраля 2015 г. в Москве состоялась встреча лидеров трех государств, России, Германии и Франции, главной и единственной темой которой стал украинский кризис. Далее 7 февраля канцлер Германии Ангела Меркель, Президент Франции Франсуа Олланд и министр иностранных дел России Сергей Лавров представили позиции своих стран на Мюнхенской конференции. И, наконец, в ночь с 11 на 12 февраля прошла встреча «нормандской четверки» в Минске. Эта череда встреч и переговоров привела к важным результатам, закрепленным в документе «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений».

Прежде всего, необходимо отметить, что встреча трех лидеров в Москве была организована очень быстро, что нехактерно для переговоров на высшем уровне. Перед ней Олланд и Меркель посетили Президента Украины, а сразу после нее канцлер переговорила с Президентом США. На Мюнхенской конференции, от которой ждали ответов сразу на несколько вопросов, канцлер Германии высказалась за «построение европейской безопасности не без России, не против России, а вместе с Россией». При этом, Меркель, как и другие лидеры Европы, пока не видит каким образом можно взаимодействовать в двух плоскостях: с одной стороны идея Большой Европы от Лиссабона до Владивостока, а с другой набирающий силы атлантический вектор.

Прецеденты с нарушением Минских соглашений начали происходить практически сразу. Как только ополченцы достигали каких-либо успехов (например, Дебальцевский котел) Порошенко садился за стол переговоров и показывал, что озабочен происходящим в стране, что хочет урегулировать конфликт, отвести армию от линии столкновений. Но реальность оказывалась менее оптимистичной, чем обещания украинского президента.

Именно поэтому Минские соглашения не могут быть фактором отмены антироссийских санкций. Соглашения являются лишь формальной причиной. Истинные причины кроются, скорее всего в том, что на страны ЕС активное влияние оказывают Соединенные Штаты Америки, которые с помощью европейской близости к России хотят контролировать процесс украинского кризиса. Сам Европейский Союз после нескольких этапов продления санкций не может сделать шаг назад, чтобы не подтвердить ошибочность своих действий. Ну и наконец, Россия выработала «дорожную карту» решения украинского кризиса, которую неоднократно представляла своим западным коллегам, а единственное, что сегодня может предложить Европа – соблюдение Минских соглашений.

Становится понятно, что размежевания в политических и финансово-экономических кругах стран ЕС не избежать. Политические решения, принимаемые на высшем уровне, не отвечают потребностям государств. По-видимому, для ЕС сохранение «лица» и доверия американских партнеров является более важным, чем облегчение положения государственного и частного бизнеса.

 

[1] BASF und Gazprom stoppen Milliarden-Deal. Süddeutsche Zeitung. http://www.sueddeutsche.de/wirtschaft/wegen-politischer-lage-basf-und-gazprom-stoppen-milliarden-deal-1.2274387

Нашли ошибку? Выделите текст, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.

Read Full Article

 
Смысл Brexit - Обама и Кэмерон раскалывают Евросоюз / Мария Кабасакалова

В 2013 году премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон обещал британцам провести референдум по вопросу выхода страны из ЕС. Обещания надо выполнять, даже несмотря на то, что сам Д. Кэмерон является противником так называемого Brexit («выхода Британии»). Одной из ключевых причин для недовольства граждан британского королевства стал вопрос миграции из других стран ЕС (прежде всего, из Восточной Европы), а теперь еще и беженцев из далекого ближневосточного региона, дестабилизирующих социально-экономическую обстановку в стране. С одной стороны, Англия получит свободу рук, перестав быть связанной целым рядом общеевропейских соглашений.

С другой стороны, экономика самостоятельной Британии, отказавшейся от статуса государства-члена Европейского Союза, понесет немалые убытки: на долю Евросоюза приходится почти 50 % внешней торговли Англии. Кроме того, последствия Brexit могут иметь и внутриполитический аспект: Шотландия заявила о возможном повторном референдуме в случае, если Британия все же выйдет из состава ЕС. Что касается самого ЕС, то выход Британии может значительно ослабить экономику Союза. Так, Лондон не только входит в тройку ведущих экономик ЕС, но и покрывает около 12 % бюджета европейских институтов [2].

Казалось бы, возможный выход Британии из ЕС – сугубо внутриевропейский вопрос. Однако американский президент Барак Обама, в полном соответствии с традиционно глобалистской политикой США, призвал британцев не голосовать за выход из Евросоюза, предупредив, что Brexit осложнит торгово-экономические отношения Лондона и Вашингтона. По словам Б. Обамы, Америка заинтересована в торговом договоре (соглашении ТТИП) со всем Европейским Союзом как единым блоком. «Британия окажется в конце очереди [на заключение торгового договора с США] не потому, что мы забудем о наших особых отношениях, а потому, что, учитывая издержки любого торгового соглашения, иметь доступ к крупным рынкам с большим количеством стран-участниц намного эффективнее, чем пытаться заключать договоры с отдельными странами», – заявил президент США [1].

Возможно, потенциальный выход Британии из ЕС – своего рода побег с тонущего корабля, а возможно – попытка «выторговать» для себя еще большие преференции в рамках Союза. В любом случае Вашингтон, безусловно, беспокоится не об интересах Лондона, а о своей выгоде в рамках соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве между ЕС и США. По мнению Белого дома, создание зоны свободной торговли простимулирует экономический рост в Европе, что положительно скажется как на мировой, так и на американской экономике. Вместе с тем, это соглашение открывает двери крупным транснациональным компаниям (преимущественно американским), которые получат возможность влиять на те или иные решения суверенных европейских правительств. Данный проект не столько экономический, сколько политический: будучи призванным открыть европейские рынки для американских товаров наряду с ослаблением торгово-экономических связей ЕС с Россией, соглашение в значительной степени являет собой еще один рычаг доминирования США в Европе.

Если Британия покинет ЕС, США могут потерять свое «доверенное лицо» в европейских делах. Инициатива в Евросоюзе полностью сосредоточится в руках Франции и Германии, будущий политический курс которых (в том числе в отношении США) весьма непросто предугадать, особенно на фоне нынешнего многоаспектного кризиса в Европе. Возможно, приход к власти в этих странах «правых» лидеров поспособствует отходу от Вашингтона и проведению более сбалансированного курса, нацеленного на достижение собственных интересов без оглядки на США.

Слова президента США вряд ли получат ожидаемый в Вашингтоне отклик: во-первых, Б. Обама – «уходящий» президент, чье мнение постепенно становится все менее важным. Во-вторых, настойчивый «совет» Б. Обамы по праву может расцениваться как вмешательство во внутренние дела суверенного государства, что может сказаться на мнении британцев, приведя к обратному, «антиобамовскому», результату. Кроме того, не стоит забывать и возможный «инсайдерский» уровень переговоров между Лондоном и Вашингтоном, касающийся неких политических договоренностей в обмен на сохранение Британией статуса страны-участницы Европейского Союза.

 

[1] Обама: выход Британии из ЕС осложнит торговлю с США. http://www.bbc.com/russian/news/2016/04/160422_obama_britain_brexit_trade

[2] Чего Великобритания хочет добиться от ЕС? http://inosmi.ru/politic/20160219/235475686.html

Нашли ошибку? Выделите текст, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.

Read Full Article

 
Культура Руси XII ― первой половины XIII века / Татьяна Понька

В период феодальной раздробленности вокруг Галича, Новгорода и Владимира формируются три культурных общерусских центра. Они складываются на основе традиций Киевской Руси, но в каждой из них складывалась своя эстетическая среда, вырабатывались свои художественные идеалы, свое понимание и выражение красоты. И это не свидетельствовало о распаде древнерусской народности и ее культуры. Несмотря на существование местных школ, стилей, традиций, древнерусская культура продолжала оставаться единой в своей основе. Время феодальной раздробленности было временем не упадка, а расцвета древнерусской культуры.

Летописание

С XII в. начинается новый период в истории русского летописания. Летописи стали вестись во всех княжествах, летописание приобретает областной характер. Наиболее значительными центрами летописания становятся, кроме Киева и Новгорода, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Смоленск, Владимир, Ростов, Галич, Владимир-Волынский, Переяславль-Залесский, Рязань и другие города. Местные летописцы сосредоточивали внимание на локальных событиях, но рассматривали историю своих земель как продолжение истории Русского государства и сохраняли в составе местных летописей "Повесть временных лет". Появляются родовые княжеские летописи, ― жизнеописания отдельных князей, исторические повести об отношениях между князьями. Составителями их были, как правило, не монахи, а бояре и дружинники, а иногда и сами князья. В то же время в местном летописании появлялись индивидуальные черты.

Так, для Галицко-Волынской летописи, повествующей о событиях в жизни Галицко ― Волынского княжества с начала XIII в. до 1292 года, характерны светскость и поэтичность манеры изложения. Главное внимание летопись уделяет борьбе княжеской власти с непокорным боярством. Особенно местный характер отличает новгородское летописание. Новгородские летописцы подробно описывают события внутриновгородской жизни с XI по XV вв. с позиций боярства, именитого купечества и других представителей господствующего класса.

Новгородское летописание отражает жизнь Новгорода с ее бурными политическими событиями и ожесточенной борьбой как между различными кланами богатейших землевладельцев и собственников, так и между различными социальными группами. В то же время стиль новгородских летописей отличается простотой и деловитостью, отсутствием церковной риторики. Владимирские князья претендовали на общерусское первенство, поэтому владимиро-суздальские летописцы стремились придать своим летописям общерусский характер, представить себя и свою землю преемниками Киевской Руси и для этого широко использовали религиозную аргументацию, чего не было в других летописных центрах.

Литература

Высокий уровень развития культуры и литературы X ― XI вв. подготовил почву для создания в 80-е годы XII в. замечательного памятника древнерусской литературы "Слова о полку Игореве". "Слово" посвящено неудачному походу в 1185 г. в половецкую степь русских князей под руководством новгород-северского князя Игоря Святославича. Тот поход оказал на современников сильное впечатление, так как ему сопутствовал ряд уникальных обстоятельств: солнечное затмение, гибель большей части русского войска, пленение и побег Игоря. Автор не только повествует о событиях похода, но и размышляет о случившемся, выражает свое отношение к происшедшему, оценивает поход и поражение Игоря в сопоставлении с событиями истории страны, со своими думами о судьбах Русской земли. Автор "Слова" неизвестен, разгадка его имени волнует исследователей уже несколько веков. Скорее всего, он был жителем Южной Руси и принадлежал к высшему слою знати ― боярству. Но неизвестный автор смог преодолеть узость интересов своего княжества и сословия и подняться до высоты понимания общерусских интересов. Автор призывает русских князей перед лицом внешней опасности объединиться и "постоять за землю Русскую", защитить южные границы Руси.

Центральным в "Слове" является образ Русской земли. "Слово" повествовало о событиях своего времени, вместе с тем, оно является и памятником исторической мысли. Происходящее в нем перекликается с прошлыми событиями из русской истории, что было редкостью в том момент. Обычно авторы исторические примеры черпали из библейской и римско-византийской истории. Особенностью историзма этого произведения является то, что автор пытается в прошлом отыскать источники нынешних бед и обращается к событиям второй половины XI в., когда на Руси начались княжеские распри, приведшие к ослаблению страны перед лицом половецкой опасности. "Слово" написано необычайным поэтическим языком. Необычайно выразителен знаменитый плач Ярославны ― княгини Ефросиньи, жены Игоря. Ярославна упрашивает ветер, реку, солнце не причинять зла раненому князю и вернуть его на родную землю. В "Слове" воплотились характерные для русской литературы XII - XIII вв. черты ― связь с устным народным творчеством, с исторической действительностью, патриотизм, гражданственность.

Еще одним значительным произведением рубежа XII ― XIII вв. был "Киево-Печерский патерик" ― сборник рассказов о Киево-Печерском монастыре. Это был первый оригинальный русский патерик, в котором были описаны русские исторические личности XI - XII вв., отражен реальный быт монастыря. По сути, в патерике была изложена история первого на Руси Киево-Печерского монастыря, игравшего видную роль в жизни русских земель.

Среди произведений гражданской литературы следует выделить "Слово Даниила Заточника", появившегося в 70-х гг. XII в. в Северо ― Восточной Руси, в среде "милостников" (дворян) Андрея Боголюбского. "Слово" написано в форме обращения к князю человека, называвшего себя Даниилом Заточником. Исследователи считают, что автор "Слова" ― мастер - ремесленник, выбился из своей среды и стал приближенным князя, побывал в заточении, попал в опалу и вновь пытается заслужить расположение князя и доказать свою полезность в качестве мудрого советчика.

В 20-30-е XIII в. была создана вторая редакция этого произведения, именуемая "Молением Даниила Заточника". Оно адресовано Ярославу Всеволодовичу, в то время князю Переяславль - Залесского. Автор этой редакции ― дворянин, побывавший в заточении ― представитель новой категории господствующего класса ― дворянства, для него характерно негативное отношение к боярству. Текст обращения Даниила ― это компиляция из библейских, литературных изречений, притч, пословиц, кратких рассуждений. Вместе с тем, это не просто компиляция, весь текст "Моления" объединяют рассуждения автора о смысле жизни, об идеальном правителе, о гармоничном человеке. В представлении автора, идеальный князь должен заботиться о своих подданных, защищать их, особенно вдов и сирот. На взгляд Даниила, настоящий человек должен сочетать в себе силу Самсона, храбрость Александра Македонского, разум Иосифа, мудрость Соломона, хитрость Давида. "Моление" ценно для нас тем, что свидетельствовало о том, насколько высоким уровнем культуры обладал средневековый русский человек.

Архитектура

Период феодальной раздробленности является временем широкого каменного строительства во всех княжествах. В стольных городах создавались прекрасные архитектурные сооружения, и число их составляло более десяти.

В архитектуре периода феодальной раздробленности появляются свои отличительные черты. Постройки XII - XIII вв. отличались от сооружений предшествующего периода меньшей масштабностью зданий, простыми, но красивыми формами, простотой отделки. Типичной постройкой стал кубический храм с массивным световым барабаном и главой шлемовидной формы.

Со второй половины XII в. византийское влияние в архитектуре ослабевает, что сказалось появлением в древнерусской архитектуре храмов башнеобразной формы, неведомой византийскому зодчеству. Русь в это время приобщается к общеевропейскому романскому стилю. Это приобщение не затрагивало основ древнерусской архитектуры ― крестово-купольной конструкции храма, но сказалось на внешнем оформлении построек: аркатурные пояса, группы полуколонн и пилястр, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы и, наконец, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен. Элементы романской архитектуры распространились в XII в. в Смоленском и Галицко-Волынском княжествах, а затем и во Владимиро-Суздальской Руси.

Архитектурные постройки Галицко-Волынской земли плохо сохранились и многие из них известны лишь по литературным описаниям и археологическим данным. В середине XIV в. галицко-волынские земли вошли в состав католических государств ― Польши и Венгрии. Католическая церковь на протяжении многих веков уничтожала всякие следы русской культуры, поэтому восстановить подлинный облик храмов Западной Руси особенно трудно. Особенность архитектуры этой земли заключалась в соединении византийско-киевской композиции с романской строительной техникой и элементами романского декоративного убранства. Зодчие Галича использовали белый камень ― местный известняк, а также брусковый кирпич вместо киевской плинфы, из которых они возводили храмы самого разного плана: и четырех―, и шестистолпные, и бесстолпные, и круглые в плане - ротонды. Круглые церкви ― ротонды ― свидетельство влияния западной раннеготической архитектуры. О высоком уровне галицкой архитектуры этого периода свидетельствует церковь Пантелеймона близ Галича (начало XIII в.). Церковь украшена перспективным порталом и резьбой капителей.

Общая демократизация новгородской жизни периода феодальной раздробленности сказалась и на новгородской архитектуре. В 1136 г. Новгород стал вечевой республикой, а князья превратились в наемных начальников дружины, охраняющей город с его владениями. Князья теряют детинец и Софийский собор, который переходит во владение архиепископа. Князь был выселен за пределы города ― на Городище в 3 км от Новгорода. Там князья обосновываются и строят монастыри - крепости с храмами. Из храмов, построенных по заказу князей, наиболее значительны Благовещенский, Николо - Дворищенский и Георгиевский собор Юрьева монастыря. Самый замечательный из княжеских храмов ― Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119).

Храм имеет три ассиметрично расположенные главы, сдвинутые на запад, что нехарактерно для православных храмов. Здание построено в технике смешанной кладки, сочетавшей каменные блоки и кирпич. Собор фактически лишен декора, так как новгородский известняк рыхлый, перенасыщен раковинами и плохо поддается обработке. История не донесла до нас имена зодчих того периода, но имя зодчего Георгиевского собора сохранилось в новгородских летописях ― "мастер Петр".

Последней каменной постройкой новгородских князей стала церковь Спаса на Нередице. Это небольшая кубической формы одноглавая церковь с тремя апсидами. Она была построена князем Ярославом Владимировичем на Городище в 1198 году. В годы Великой Отечественной войны церкви Спаса на Нередице, Спаса на Ковалеве, Успения на Волотовом поле, Михаила на Сковороде, Благовещения на Городище были разрушены немецкой артиллерией. В настоящее время некоторые из этих церквей, в том числе Спас ― Нередица, церковь Успения на Волотовом поле по рисункам, старинным чертежам восстановлены.

Во второй половине XII в. заказчиками церквей стали выступать бояре, купцы, коллективы прихожан. На их деньги возводятся небольшие одноглавые храмы, являющиеся приходской церковью улицы, или "конца" или являющиеся домовым храмом богатого боярина. Внутреннее пространство уменьшается, храмы почти не имеют декора. Примерами таких церквей стали церковь Благовещения в Аркажах близ Новгорода (1179), Петра и Павла на Синичьей горке (1185-1192), Параскевы Пятницы на Торгу (1207) и др.

Одной из самых ярких архитектурных школ периода феодальной раздробленности стала Владимиро-Суздальская. Начало ей было положено с возведения в Суздале первого каменного храма Владимиром Мономахом в XI веке, ее расцвет приходится на правление Андрея Боголюбского (1157-1174) и Всеволода Большое Гнездо (1176-1212). Владимирские князья проводили политику, которая способствовала рождению на Северо-Востоке Руси великорусской народности, закладыванию основ новой русской государственности. Владимиро-Суздальскую архитектурную школу отличали торжественность, изящество, богатый декор, что отражало претензии владимирских князей на общерусское первенство.

На этих землях князья основывали новые города: Ярослав Мудрый дал начало городу Ярославлю, Мономах основал город своего имени Владимир, Юрий Долгорукий ― Переяславль-Залесский. Самые ранние из дошедших до нас тамошних храмов были воздвигнуты при князе Юрии Долгоруком. Долгорукий стал первым самостоятельным князем Ростово-Суздальской земли. Своей резиденцией князь избрал село Кидекшу в 4 км от Суздаля. Здесь в 1152 г. в центре княжеского дворца была возведена церковь Бориса и Глеба.

Церковь Бориса и Глеба ― единственная сохранившаяся постройка из княжеского дворца. Это однокупольная четырехстолпная трехапсидная церковь. Сложена она из массивных блоков местного белого известняка. Декор церкви чрезвычайно скромен для княжеской постройки. Одновременно в 1152 г. в Переяславле-Залесском был заложен храм Спасо-Преображения. Этот храм также однокупольный, четырехстолпный, трехапсидный. Храм также почти лишен декора, но отличается четкостью архитектурного замысла, суровой простотой облика.

Андрей Боголюбский первым стал возвышать Владимиро-Суздальское княжество. Чтобы украсить свою новую столицу ― Владимир, он развернул крупное строительство. В 1164 г. во Владимире, в подражание Киеву, в западной части города, обращенной к Москве, были построены Золотые ворота. Они одновременно служили городу и узлом обороны и торжественным въездом. На искусственно сооруженном холме недалеко от Владимира Боголюбский возвел свою загородную резиденцию. Так, по легенде, возник Боголюбовский дворец (1158―1165), вернее, настоящий замок - крепость, включавший собор, переходы из него в княжеский терем и т.д. Центром всего ансамбля стал собор Рождества Богородицы ― покровительницы владимирской земли и владимирского князя. До наших дней сохранилась одна лестничная башня с переходом к церкви. Наверное, в таком вот переходе и убили князя бояре, и он, окровавленный, полз вниз по лестнице, как незабываемо ярко рассказано об этом в летописи.

Андрей Боголюбский возвел и главную святыню Владимира ― Успенский собор (1158-1161), призванный стать главным собором нового центра Руси ― Владимира. Он даже просил константинопольского патриарха учредить во Владимире отдельную от Киева митрополию и подчинить епископов северной Руси владимирскому митрополиту, но разрешения на это не получил. Успенский собор ― величественный шестистолпный храм, сложенный из больших, плотно пригнанных друг к другу плит белого известняка. Горизонтально по всему фасаду владимирского Успенского собора проходит аркатурный пояс: лопатки, членящие фасад, украшены полуколонками, такие же полуколонки на апсидах; порталы перспективные, окна щелевидные. Прясла украшены скульптурными рельефами. Все эти черты станут типичными для архитектуры Владимиро-Суздальской земли. Не менее торжественен был и интерьер собора. Убранство храма сверкало золотом, серебром, драгоценными каменьями.

После пожара в Успенском соборе 1185 г. зодчие князя Всеволода возвели вокруг одноглавого шестистолпного храма новые стены, увенчали их четырьмя главами и расчленили фасады на пять частей ― прясел. Храм предстал еще более величественным.

Одним из архитектурных шедевров XII века является церковь Покрова на Нерли. Существует предание, что князь Андрей построил этот храм в 1165 г. "на лугу", недалеко от своих боголюбовских палат после кончины любимого сына Изяслава, раненого в боях с половцами. Летописи называли сына Андрея "вишенкой, срубленной в цвету". Церковь Покрова на реке Нерль - как будто типичный одноглавый четырехстолпный храм XII века. В нем налицо все характерные для владимирского зодчества черты: щелевидные окна, перспективные порталы, аркатурный пояс по фасадам и карнизу апсид. Но в отличие от Успенского собора он весь устремлен ввысь, в нем преобладают вертикальные линии, что подчеркнуто и узкими пряслами, и окнами, и полуколонками на апсидах. Мастерам князя Андрея удалось преодолеть тяжесть камня при помощи преобладания удлиненных форм. Создается впечатление, что храм невесом. Церковь Покрова украшает тончайшая и искусная каменная резьба. Наверху каждого из трех фасадов изображен библейский царь Давид с гуслями на коленях, в окружении невиданных на Руси зверей и птиц, изображение женской маски. Понятно, что строилась и украшалась церковь галицкими мастерами.

После смерти Андрея Боголюбского при его брате ― Всеволоде Большое Гнездо ― Северо-Восточная Русь стала господствовать над всеми русскими землями. И князь Всеволод решил возвести храм, который бы подчеркивал его славу и его власть. В 1194-1197 гг. на центральном холме Владимира в центре княжеского дворца был возведен в честь небесного покровителя Всеволода ― Дмитрия Солунского ― Дмитриевский собор. Как и церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор ― одноглавый, четырехстолпный, крестово-купольный храм. Но Дмитриевский собор существенно отличался от церкви Покрова на Нерли.

Дмитриевский собор не устремлен ввысь, а торжественно, спокойно и величаво стоит на земле, что достигается пропорциями: высота стен почти равна ширине. Особенностью Дмитриевского собора является его каменная резьба. Она покрывает все здание храма. Сюжеты резьбы те же, что и церкви Покрова на Нерли: тот же царь Давид-псалмопевец или мудрый сын Давида ― царь Соломон, сам Всеволод Большое Гнездо на троне, с коленопреклоненными сыновьями. Все же остальное пространство занято изображением зверей и "птищ", в изобилии заполнено растительным орнаментом, мотивами сказочными и бытовыми (охотник, дерущиеся люди, кентавр, русалка). В этом соборе зодчими и ваятелями было достигнуто удивительное единство архитектуры, скульптурного убранства и живописи.

Блестящее развитие русской архитектуры было прервано монголо-татарским нашествием. Но опыт создания величественных сооружений, традиции и приемы архитектурных школ, особенно владимирской, оказали решающее значение на культуру нового формирующегося центра Руси ― Москвы.

Фресковая роспись

В XII - XIII вв. в монументальной живописи ― мозаике и фреске ― различных русских земель также сложились местные школы, обладавшие своими особенностями. Общим же для всех школ явилось то, что русские мастера не только овладели искусством композиции, но и научились передавать сложную гамму чувств.

К концу XIII в. своя школа фрескистов сложилась в Новгороде. Школа эта претворила все свое и заимствованное извне в единый стиль, который, по мнению искусствоведов, признан новгородским. Наиболее полно новгородский стиль выражается во фресковых росписях церквей Спаса на Нередице, Благовещения в Аркажах и св. Георгия в Старой Ладоге. Для новгородского стиля характерно стремление к упрощению художественных приемов, что, вероятно, диктовалось стремлением создать искусство, понятное для неискушенного в теологических вопросах человека.

Фрески церкви Спаса на Нередице позволяют судить о своеобразной художественной манере новгородских фрескистов. Фрески Нередицы были самым крупным живописным ансамблем не только средневековой Руси, но и Европы. Храм был расписан на следующий год после постройки, в летние месяцы 1199 года. Как считают исследователи, храм расписывали от восьми до десяти фрескистов из различных отдаленных византийских провинций. Мастера обладали различным иконографическим и профессиональным опытом. Вероятно, они торопились закончить работу до наступления холодов, поэтому роспись не отличается особой утонченностью, графичностью, колористической изысканностью, общая программа росписи отсутствовала, в изложении евангельских сцен нет хронологической последовательности событий, манера письма быстрая, размашистая, иногда небрежная. Тем не менее, колористическая гамма из зеленых и голубых тонов, ярко выраженная живописность создают впечатление единого целого.

В куполе, вместо традиционного для XII в. "Пантократора", было помещено "Вознесение". Христос в окружении шести ангелов восседал на радуге, ниже в проемах световых окон предстояли апостолы. На парусах размещались евангелисты, в центре предалтарной арки располагалось редчайшее, единственное в домонгольской Руси изображение "Христа Ветхого Деньми". В медальон вписано поясное изображение Христа в образе седовласого старца ("ветхого деньми"). На нем был хитон и гиматий, в левой руке Он держит свиток, а правой, сложенной именнословно, благословляет. Таким Христа ― "Ветхого Деньми" ― увидел в пророческом сне ветхозаветный пророк Даниил: Христос явится во второй раз на землю в обличии ветхого седовласого старца в белых одеждах. Таким его узрел Даниил и таким он изображен на нередицкой фреске. Однако такое представление о будущем облике Христа не удержалось в православной иконографии. Традиционно он будет писаться в своем общепринятом историческом облике.

В алтарной конхе была изображена "Богоматерь Оранта" с медальоном на груди "Спаса Еммануила", далее в центральной апсиде ― два святительских чина, а внизу - вне традиции - находился необычный "Деисус" с Христом ― священником. Остальные стены храма были расписаны сюжетами из Священного писания. На западной стене, как обычно, был представлен Страшный суд, наиболее интересная часть нередицких фресок. Помимо обычных элементов "Страшный суд" включал и редко встречающиеся сцены, например, "Богатый в аду".

О фресковом искусстве владимиро-суздальской школы можно судить по сохранившимся фрагментам двух сцен Дмитриевского собора: "Страшный суд" и "Рай". На большом своде изображены двенадцать апостолов, сидящих на тронах с высокими спинками. Позади них стоят ангелы, которые также присутствуют на Страшном суде. Фрески Дмитриевского собора показывают, что со времен Киевской Руси во фресковой росписи произошли изменения. На фресках Киевской Софии апостолы ― массивные фигуры с устремленным на молящегося взглядом широко открытых глаз. На фресках Дмитриевского собора апостолы даны в динамичных позах, они обращены друг к другу, словно ведут тихую беседу, их лица отличаются индивидуальностью.

Иконопись 

В конце XI ― начале XII вв. на Руси сформировалась русская иконописная школа. Из домонгольского времени до наших дней дошло около двух десятков икон.

Самой знаменитой из икон той эпохи является "Богоматерь Владимирская". Эта икона является не только дошедшим до нас образцом византийской станковой живописи, но и одно из высочайших достижений всего мирового искусства. Имя автора этой иконы неизвестно, но принадлежность его к константинопольской школе несомненна.

Известно, что уже в 1155 г. эта икона находилась на Русской земле, куда она была доставлена из Константинополя. Судьба этой иконы в нашей стране беспримерна. По легенде, Мария была написана с натуры евангелистом Лукой ("покровителем живописцев"), при этом на доске от стола, на котором Христос трапезовал со своей Матерью. Хранилась она в одном из храмов Вышгорода - пригорода Киева. В 1155 г. Андрей Боголюбский, посаженный отцом Юрием Долгоруким в Вышгороде, взял и ушел из Вышгорода в родную Ростово-Суздальскую землю. С собой Андрей взял местную святыню ― икону Богородицы.

Во Владимире Андрей стал прославлять икону: он украсил ее жемчугом, золотом, серебром, драгоценными каменьями; выстроил для нее храм ― Успенский собор, установил новый праздник на Руси - Покрова (14 октября). Андрей всячески стремился подчеркнуть, что он и его земля находятся под покровительством этой иконы. Во Владимире началось прославление, высокая судьба этого образа Богородицы. На века она получила название "Владимирская". С нею были связаны самые значительные события в жизни нашей страны, не раз она спасала Русь от вражеских нашествий. С возвышением Москвы как нового центра русской государственности она была перевезена в Москву и стала государственной святыней.

В христианской иконографии одним из красивейших сюжетов является изображение юной Матери Марии и ее сына ― Богочеловека, рожденном, чтобы пострадать за грехи людей. В латинском западном мире эти мотивы нашли самое яркое воплощение в "Сикстинской мадонне" Рафаэля. Мадонна Рафаэля ― величественная дева, несущая по облакам младенца с недетским взором. В греко-славянском мире эти мотивы выражены во Владимирской Богоматери. Во Владимирской иконе, по выражению художника И.Э. Грабаря, "древнейшей песне материнства", иконописец гениально передал невыразимую нежность и невыразимую печаль в глазах Матери, которая знает о беспримерной судьбе своего сына ― мученичество, слава и власть над миллионами. Нигде в живописи так не выражены материнское горе и скорбь, но в то же время и извечная радость бытия. Радость соседствует со скорбью, выявляясь в глубочайшем умилении. Этот иконографический тип, родившийся в Византии, получил название "Элеуса" ("Милостивая"), в русской иконописи получил особое распространение под красиво звучащим названием ― "Умиление".

Среди икон XII и XIII вв., связанных с Владимиро-Суздальской Русью, имеются шедевры. Оплечный "Деисус" (по-гречески "моление" или "прошение"), где с двух сторон молодого Христа скорбные ангелы заменяют традиционные фигуры двух главных святых (Марии и Иоанна), ходатайствующих перед Христом за род людской. Идейный смысл "Деисуса" символизирует идею заступничества. В глазах народа "Деисус" воплощал последнюю надежду отчаявшихся.

Выдающимся произведением иконописания периода феодальной раздробленности является торжественная и монументальная икона "Дмитрий Солунский" (конец XII в.) из Успенского собора г. Дмитрова. На этой большой иконе, уже знакомой нам по мозаике Михайловского монастыря, благочестивый воин, умерщвленный при императоре Диоклетиане за приверженность к христианству и почитаемый как покровитель воинства и покровитель славян. Он восседает на троне с мечом, наполовину вынутым из ножен. Всем своим обликом Дмитрий Солунский как бы олицетворяет князя - витязя, призванного творить правый суд и оберегать свой народ.

Одной из замечательных икон является "Богоматерь Оранта ― Великая Панагия" из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле (20-е гг. XIII в.). Сегодня она известна под названием "Ярославская Оранта". Большая по размерам "Ярославская Оранта" по композиции напоминает "Оранту Киевскую", но ее эмоциональный строй совершенно иной. В Киеве суть образа ― предстояние Богоматери Христу, в Ярославле ― обращенность к пришедшим в храм. На золотом фоне на красном подножье возвышается величавая, спокойная фигура Богоматери в темно-зеленом одеянии с золотыми пробелами крупных складок, в пурпурном мафории (длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят.), украшенном жемчужными запонами. Лик Богоматери спокоен и сосредоточен. В этом образе Богородицы русский мастер великолепно сочетал величественность и монументальность с динамикой и эмоциональностью образа.

Новгородское иконописание 

В новгородской иконописи складывается своя линия письма, отличная от праздничной киевской, ― более примитивная, в которой многое заимствовано от народного искусства. Характерными в этом отношении являются краснофонные иконы.

Одной из подобных является икона "Еван, Георгий и Власий" из собрания Государственного Русского музея (вторая половина XIII в.). На иконе изображены Иоанн Лествичник (Еван), святые Георгий и Власий. Персонажи иконы очень выразительны в своей простоте, композиция бесхитростна. В центре иконы - Иоанн Лествичник ― преподобный, живший в VI в. на Синайском полуострове. Он прожил 40 лет в пустыне отшельником. За это время Иоанн написал ряд трудов, главным из которых была "Лествица райская", в ней преподобный изложил "лествицу", путь, который должен пройти человек, чтобы достичь духовного совершенства (рая). Фигуры расположены фронтально, неподвижно, никак между собой не связаны. Главный персонаж ― Иоанн ― изображен во всю высоту иконного поля, его спутники не достигают ему и до пояса. Так художник выразил соотношение главного и второстепенного. Своеобразна и колористическая гамма иконы: на красном фоне синие, белые и желтые одежды святых. Главенствующим становится красный фон, организующий всю цветовую гамму иконы.

Среди дошедших до нас самых ранних икон из Новгорода имеются шедевры мирового значения. Таков "Ангел Златые власы" ― архангел Гавриил (хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге). Вероятно, икона написана в XII в., ее происхождение неясно. Одни исследователи считают, что икона имеет византийское происхождение. В пользу этой версии говорит восточный, греческий тип лика архангела. В пользу версии о русском происхождении свидетельствует то, что в облике архангела нет аскетической отвлеченности, столь свойственной многим византийским иконам XII века. Облик архангела чист и светел, а в глазах печаль, такая лучистая и глубокая, являющаяся отражением, пожалуй, только русской души, готовой к страданиям во имя спасения.

Примерно в это же время была создана еще одна икона "Устюжское Благовещение" (ГТГ). Икона, по преданию, была вывезена в Москву по приказу Ивана Грозного из Георгиевского собора Юрьева монастыря. Дата написания - примерно 1130-1140 годы. Название иконы связано с ее происхождением из Великого Устюга. На иконе Благовещенье дано в редком иконографическом изводе ― со входящим в лоно Богоматери младенцем. Тем самым иконописец хотел подчеркнуть, что "непорочное зачатие" произошло по воле Всевышнего.

Еще одной значительной иконой этого периода является "Спас Нерукотворный" (XIII в.). Поклонение Спасу Нерукотворному имеет давнюю традицию. По преданию еще при жизни Спасителя тяжело заболел царь Эдессы Авгарь. Он просил исцеления у Христа и захотел иметь его портрет. Видя тщетные усилия художника, посланного Авгарем, Христос омыл свое лицо и приложил к нему плат. На плате отпечатался лик Христа. Уже в XIII в. икона Спас Нерукотворный была одной из прославленных святынь Новгорода. На иконе лик Христа разделен тонкими золотыми нитями- волосами, краски оливковых и желтых тонов. Главный акцент художник сделал на глазах Христа ― больших и выразительных. Для большей экспрессии автор дал ассиметрическое построение лица, что ярче всего выразилось в по-разному изогнутых бровях. Общее впечатление от иконы ― особая торжественность лика Христа.

Один из последних известных нам памятников новгородской иконописи домонгольского периода ― икона "Успение" (первая половина XIII в.). Особенность этой иконы заключается в том, что это единственная многофигурная композиция среди сохранившихся произведений иконописи конца XII ― начала XIII веков. "Успение" состоит из нескольких сцен, изображающих разновременные и разнопространственные события. В нижней части иконы изображено оплакивание Богоматери апостолами. Слева от ложа Марии изображен с кадилом в руке апостол Петр, к ногам Богородицы склонился апостол Павел. Апостол Иоанн, наиболее любимый Богородицей, напряженно всматривается в лик Богородицы, пытаясь постичь тайну смерти. А перед ложем умершей на низкой скамейке оставлены красные башмачки Богородицы, напоминающие о том, что еще совсем недавно Она ходила по земле. В срединной композиции изображен Иисус Христос с младенцем, символизирующим безгрешную душу Богородицы, которую готовы принять два ангела. В верхней части композиции ангелы возносят душу Богородицы к звездному полукругу неба. Здесь же мы видим апостолов, летящих на облаках под предводительством другой пары ангелов. Согласно сказанию, именно так были доставлены к одру Богоматери ученики ее Сына, находившиеся в разных концах света. В иконе наблюдается обилие светлого, прозрачного цвета, что символизирует чистоту и целомудрие Богородицы. В общем, "Успение" выражает идею о торжестве вечной жизни, преодолевающей смерть.

Книжная миниатюра 

Продолжает развиваться и живопись в рукописной книге. В Юрьевском Евангелии, созданном для игумена Юрьева монастыря Кириака 1119-1128 гг., рисунок инициалов наведен одной киноварью, плоскостен, как плоскостна и древнерусская резьба; мотивы заглавных букв необычайно разнообразны, от фигуративных (изображения людей и животных - лошади под чепраком, верблюда и т.д.) до растительных.

Декоративно-прикладное искусство

В период феодальной раздробленности продолжало развиваться декоративно - прикладное искусство. Крупные города славились своими мастерами - ремесленниками. Мастера Галича, Новгорода, Владимира совершенствовались в мастерстве гравировки, резьбы по дереву, вышивки золотом на ткани и т.д.

Особое развитие на Руси получило производство оружия и военных доспехов. Мастера-оружейники изготавливали мечи, боевые топоры, копья, сабли, ножи, щиты, кольчуги. Новгородские мастера оружейного дела в XII ― XIII вв., применив новую технологию, стали изготовлять клинки сабель гораздо большей прочности, твердости и гибкости. Далеко за пределами Новгорода славились изделия новгородских златокузнецов. Сохранились два подписных кратира (чаша для причастия) мастеров Братилы и Косты и два сиона (сосуд для хранения просфоры) середины XII в. Новгородцы достигли большого мастерства в изготовлении изделий их кости, стекла, дерева, металла.

Крупным ремесленно - торговым центром становится Владимир. Его населяют тысячи искусных архитекторов, строителей, каменщиков, резчиков, ювелиров, живописцев. Среди них значительную роль играли кузнецы и оружейники. О высоком уровне владимиро-суздальских оружейников и златокузнецов свидетельствует так называемый шлем Ярослава Всеволодовича, третьего сына Всеволода Большое Гнездо и отца Александра Невского. Найден он был в 1808 г. недалеко от Юрьева - Польского на месте Липицкого сражения, которое состоялось в 1216 г. между сыновьями Всеволода Большое Гнездо, решавшего судьбу отцовского наследства. Форма шлема традиционная, но в техническом отношении он сильно отличался от шлемов IX ― X вв. Весь корпус выкован из одного куска, а не склепан из отдельных пластин. Это сделало шлем значительно более легким и прочным. Шлем украшен серебряными чеканными накладками. На накладках верхней части ― изображения архангела Михаила, рядом ― святых Федора и Георгия, а сзади- святого Василия. По краям пластины идет надпись: "Великий архистратиже Михаиле помози рабу своему Федору". Федор ― имя Ярослава Всеволодовича в крещении. Ныне шлем является одним из ценнейших экспонатов коллекции оборонительного вооружения Оружейной палаты Московского Кремля.

Еще одним доказательством высокого уровня оружейного и ювелирного дела является церемониальный топорик Андрея Боголюбского, датируемый XII в. и хранящийся в Государственном Историческом музее в Москве. Найден он был в Волжской Булгарии, куда князь совершил поход в 1164 году. Топорик выкован из стали, на щеках обуха и на одной стороне лезвия изображена буква "А", что и дало основание историкам считать его принадлежащим Андрею Боголюбскому. Поверхность металла покрыта насечками и на эти насечки (в горячем состоянии) набито листовое серебро, поверх которого нанесен орнамент гравировкой, позолотой и чернью с изображением двух голубей, древа жизни, дракона, пронзенного мечом.

Славились и изделия русских ювелиров. Мастера продолжали совершенствоваться в технике цветной эмали, скани, зерни, черни.

Таким образом, в целом в доордынский период была создана мощная древнерусская культура. Далее на Руси настанут тяжелые времена, нашествие монголо - татар нанесет культуре Руси значительный урон, но русская культура не погибнет. Она смогла выразить такой высокий духовный идеал, она обладала такими мощными творческими возможностями, таким большим запасом оригинальных художественных идей, что далеко себя не исчерпала. Древнерусская культура XI ― XII вв. заложила основы для культуры новой русской государственности ― Московского царства.

Подробнее: Понька Т.И. История отечественной культуры IX -XXI веков: Учеб. пособие. - М., 2009. - 661 с.

Нашли ошибку? Выделите текст, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.

Read Full Article

 
<< Начало < Предыдущая 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Следующая > Последняя >>

Страница 20 из 184