Авиационной группе высшего пилотажа "Стрижи" двадцать пять лет

"Стрижи" — авиационная группа высшего пилотажа (АГВП) Военно-воздушных сил России. Официальным днем рождения группы считается 6 мая 1991 года, когда она впервые выступила на авиационном показе под названием "Стрижи".

Формирование группы военных летчиков, в совершенстве владеющих техникой высшего пилотажа, для выполнения демонстрационных полетов на МиГ-29 началось в истребительном авиаполку в Кубинке (Московская область) в середине 1980-х годов, когда самолеты этого типа только осваивались в Военно-воздушных силах.



Опытные летчики быстро освоили новую технику и пилотаж в строю из шести машин, минимальное расстояние между которыми доходило до трех метров.

В октябре 1991 года "Стрижи" впервые выступили за границей на авиабазе Уппсала в Швеции, а в мае 1992 года группа из шести МиГ-29 поразила своим мастерством французских зрителей на празднике, посвященном 50-летию эскадрильи "Нормандия-Неман". Шестерка плотным строем выполняла практически полный набор фигур высшего пилотажа: косую петлю, петлю Нестерова, бочку и т.д. Постоянно менялся строй самолетов — "пеленг" переходил в "конверт", "крест", "пирамиду", "крыло" и "звезду".

Выступление заканчивалось эффектным роспуском самолетов — "тюльпаном", который сопровождался салютом из устройств выброса тепловых ловушек, имеющихся на истребителях.

В последующие годы "Стрижи" с достоинством представляли авиацию нашей страны в Малайзии, Бельгии, Таиланде, Венгрии, Голландии, Болгарии, США, Вьетнаме, Китае, Монголии, Германии, Казахстане, Чехии, ОАЭ. В 1993 году пилотажная группа "Стрижи" была удостоена звания "Лучшая пилотажная группа мира".

С 1993 года "Стрижи" являются непременными участники международного авиасалона МАКС. Они принимали участие в разные годы в летной программе гидроавиасалона в Геленджике и Международного Военно-морского салона в Санкт-Петербурге, а также в международных авиационных салонах во французском Ле Бурже и британском Фарнборо.


Пилотажная группа неоднократно выступала с показательными полетами на многочисленных праздниках, посвященных юбилеям городов, принимала участие в праздновании 850-летия Москвы.

12 июня 2003 года, впервые после длительного запрета на полеты над Москвой, пилотажная группа "Стрижи" в едином строю с четверкой "Русских Витязей" прошла над Красной площадью.

В 2004 году в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп "Стрижи" и "Русские Витязи" в составе девяти самолетов (пять Су-27 и четыре МиГ-29) в строю "ромб" с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Этот факт сам по себе стал мировым рекордом в истории авиации. Эта девятка получила название "кубинский бриллиант". Именно в таком строю "Стрижи" участвуют в воздушной составляющей парадов над Красной площадью 9 мая.

Воздушное построение "кубинский бриллиант" официально внесено в книгу рекордов Гинесса.

Летчики группы готовятся и выполняют не только полеты на высший пилотаж, но, в том числе, все задачи, предусмотренные для обычного истребительного полка. Все полеты "Стрижи" выполняют на фронтовых истребителях четвертого поколения МиГ-29.

С 2003 года самолеты группы имеют специальную окраску — красно-белую с ярко-синим силуэтом стрижа сверху и снизу, буквами "МиГ" на килях.

Сама подготовка высшего пилотажа проходит по общему принципу — "от простого к сложному", и, как правило, летчик готов к показам авиатехники в воздухе через 2-3 года после зачисления в группу. Средний налет летчика в год составляет от 60 до 100 часов.

Комплекс пилотажа, который выполняют "Стрижи", — плод коллективного усилия всех летчиков группы; все элементы отрабатываются в тренировочных полетах, а затем уже представляются на суд зрителей.

Сегодня летчики группы выполняют полный набор фигур высшего пилотажа. В арсенале выступления — встречный пилотаж пары и соло.

Пилотажная группа базируется на подмосковной авиабазе "Кубинка" и входит в состав Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний (г. Липецк).

В 2017 году пилотажная группа "Стрижи" будет выступать на новых самолетах, так как ресурс самолетов, на которых летают летчики группы, подходит к концу.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Read Full Article