IAAF решает судьбу российских легкоатлетов: что происходит?
Image copyright PA
Image caption Будут ли российский и олимпийский флаги развеваться рядом в Рио, пока большой вопрос
17 июня совет IAAF (Международная ассоциация легкоатлетических федераций) должен решить, пустят ли российских легкоатлетов на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро. Русская служба Би-би-си объясняет, что к этому привело.

Почему российские легкоатлеты оказались под угрозой непопадания на Олимпийские игры?

Российская легкая атлетика (а речь идет о спортсменах с мировым именем, тренерах, медиках из Российского антидопингового агентства (РУСАДА) и высокопоставленных чиновниках) находится, пожалуй, в самом серьезном кризисе за всю свою историю. Если коротко, этот вид спорта на протяжении последних полутора лет сотрясают постоянные скандалы, в центре которых в основном российские спортсмены. При этом ставится под сомнение прозрачность и честность и всей мировой системы легкой атлетики.

В чем обвиняют российских спортсменов?

Все началось в декабре 2014 года, когда немецкий телевизионный холдинг ARD начал выпускать серию документальных фильмов под общим названием "Секретное дело о допинге". В первой части несколько известных российских легкоатлетов и медицинских специалистов открыто или в ходе съемок скрытой камерой заявили, что в отечественном спорте массово употребляют допинг, а профильное министерство отчасти это покрывает.

На протяжении полутора лет публиковались все новые и новые журналистские расследования. В них, в частности, утверждалось, что Владимир Путин мог лично улаживать дела проблемных с точки зрения допинга спортсменов на международном уровне, а сотрудники ФСБ причастны к махинациям с допинг-пробами на Олимпиаде в Сочи. В одном из расследований Россию назвали "допинговым центром мира".

Как на скандал и последовавшие санкции ответили российские власти?

На протяжении полутора лет с начала скандала реакция российских официальных лиц оставалась двойственной. Министр спорта Виталий Мутко сначала говорил, что немецкий фильм – это попытка принизить российский спорт, а потом обещал "никого не прикрывать". В РУСАДА сначала отвергали обвинения, но вскоре наложили многолетние дисквалификации на трех российских олимпийских чемпионов по спортивной ходьбе. Владимир Путин призывал активно бороться с таким "ядом", как допинг, но подчеркивал, что нужно избегать коллективной ответственности. Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА) признала ошибки в своей работе, но параллельно в российском суде успешно оспорила достоверность первой части немецкого фильма.

Как на это отреагировали международные структуры?

Всемирное антидопинговое агентство (WADA) сразу после выхода в эфир первой части немецкого фильма решило проверить изложенные в нем данные. Спустя год, в ноябре 2015 года WADA завершило собственное расследование. В итоговом докладе организация в целом согласилась с выводами журналистов. В WADA посчитали, что в России тренеры склоняли атлетов к употреблению допинга, в РУСАДА массово уничтожали тесты, международным легкоатлетическим функционерам предлагались взятки, а российские силовики способствовали подмене тестов.

На днях WADA опубликовало еще один доклад – по итогам последней проверки. В документе рассказывается, что ревизоры WADA столкнулись в России с массой проблем - от них убегали спортсмены, им не помогали власти, им грозили депортацией сотрудники ФСБ.

Чем это обернулось для российских спортсменов?

IAAF вскоре фактически отстранила всех российских спортсменов от участия в международных соревнованиях на неопределенный срок. Легкоатлетические мероприятия мирового уровня, которые должны были пройти в России, отменили. Также у РУСАДА отозвали лицензию. А в Россию направили независимых международных экспертов. Тогда же пресса начала писать, что выступление легкоатлетов из России на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро под угрозой.

Как отреагировали российские атлеты?

Одной из последовательных защитниц права россиян выступать на Олимпиаде стала двукратная обладательница золотых медалей Игр, прыгунья с шестом Елена Исинбаева. 15 июня она написала открытое письмо в газету New York Times. Спортсменка призвала международных чиновников не лишать права выступить в Рио тех спортсменов, кто не уличен в допинге (и ее, в том числе). С похожим, но уже коллективным письмом к Международному олимпийскому комитету (МОК) обратились российские олимпийцы. В свою очередь, российская бегунья Юлия Степанова, которая стала одной из главных героинь первого фильма ARD про допинг, по некоторым данным, попросила политического убежища в Канаде.

При чем здесь мельдоний?

"Мельдониевый скандал" наложился на все выше описанные события. Мельдоний - это препарат для поддержания выносливости, признанный допингом с 1 января 2016 года. На его применении в марте 2016 года попалась российская теннисистка Мария Шарапова. Вслед за этим выяснилось, что мельдоний обнаружили в крови еще целого ряда известных российских и зарубежных спортсменов.

Однако единого мнения о влиянии мельдония на организм нет. Так, вскоре WADA смягчила запретительные нормы по этому веществу. С нескольких россиян дисквалификацию сняли, но не с Шараповой (она будет это оспаривать). По итогам последней ревизии WADA в России организация заявила, что отобрала еще 49 положительных проб на мельдоний.

Что будет дальше?

17 июня Международная ассоциация легкоатлетических федераций решит, как быть с отстранением российских легкоатлетов от международных соревнований (эти санкции по-прежнему действуют).

Есть несколько вариантов развития событий. IAAF может решить, что Россия исправилась, и ее сборная по легкой атлетике может ехать на Олимпиаду (этого официально попросил Мутко). IAAF может проголосовать за продление запрета, лишив россиян права участвовать в Играх. IAAF может допустить до Олимпиады только часть российских легкоатлетов. Например, в ВФЛА уже выступили с инициативой отправить на Игры только тех спортсменов, которые не попали под подозрения в употреблении допинга.

Это решение будет окончательным?

Не обязательно. Окончательное решение по поводу всей российской сборной находится в ведении МОК. 21 июня там проведут специальное совещание по проблеме допинга, где будет обсуждаться защита честных атлетов. Глава организации Томас Бах объяснил, какой выбор стоит перед комитетом. МОК может внедрить принцип коллективной ответственности всех членов национальной сборной (не только легкоатлетов) за серьезные проступки отдельных спортсменов. Или, напротив, защитить "чистых" атлетов, несмотря на проблемы их коллег по сборным. Определиться с выбором МОК может в середине июля на предолимпийской сессии.

Read Full Article