Филигранная писательская работа. Рецензия на книгу «Выборы в Венгрии»

Выборы в Венгрии

Часть первая, лирическая

Джейн Остин давным давно нам рассказала, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену. А что прикажете делать молодому человеку, который, напротив, никакими средствами не располагает? Работать? Вариант, конечно, не особенно привлекательный, но младшему сыну разорившегося венгерского дворянина выбирать особенно не приходится. Однако, по характеру наш герой склонен видеть стакан наполовину полным, а не пустым, а жизнь предпочитает представлять не юдолью скорбей, а миром шансов и возможностей. Надо сказать, что молодой господин Катанги не просто какой-то там юный повеса, а образованный молодой человек с профессией, да ещё и с самой что ни на есть благородной - врач. И хоть в университете его помнят не из-за аккуратного посещения занятий, а исключительно благодаря случаю чудесного и таинственного оживления покойника, но Меньхерт не унывает, ибо

Это профессия не трудная. Поправится больной — врача благодарит, хвалит везде, а уж помрет — так ругать не будет.

Понимая, что таланты его лежат не в сфере медицины, а в сфере приятного обхождения и умения говорить людям то, что они хотят услышать, Меньхерт Катанги останавливается на профессии врача-бальнеолога. И уже совсем скоро на одном из самых модных курортов мы можем видеть, как коляска, запряженная быстроногими лошадьми, без устали колесит по улицам, доставляя, по видимому, крайне занятого, но неизменно элегантного доктора Катанги к пациентам.

А где же обещанная лирика? - спросите вы. А всё тут же, на курорте. Есть очаровательная пациентка, которая ждёт доктора с особенным нетерпением, так, что её маменька-баронесса уже начинает беспокоиться. Да и наш доктор находит барышню Клару необычайно привлекательной. Проблема только одна - неравенство молодых людей. Клара носит драгоценности и платья, украшенные дорогими кружевами, баронесса рассуждает о том, что неплохо бы привезти на курорт своего повара, а то кухня в лучших ресторанах недостаточно хороша, дядюшка у Клары, по слухам фабрикант и "король" в своём городе, как же может войти в такое семейство Меньхерт Катанги, потративший последние деньги на создание видимости успешной практики?

Но разве в делах Амура хоть когда-то царил здравый смысл? Не иначе, как с помощью самого Святого Валентина к концу курортного сезона молодая пара вышла из местной церкви мужем и женой. Тут бы было неплохо поставить точку в романтической истории, однако в таком случае было бы совсем непонятно, с чего бы роману называться "Выборы в Венгрии", а герою - пускаться в дальнейшие авантюры.

Не раскрывая всех тайн, скажу лишь, что приданое Клары оказалось в полной мере соответствующим доходности от обширной практики Меньхерта, что могло бы создать почву для супружеских скандалов, взаимных обвинений во лжи, однако супруги Кананги быстро пришли к выводу, что взаимопонимание и уважение к ... эээ ... предприимчивости друг друга - тоже неплохой "капитал" и зажили себе вполне счастливо.

Часть вторая, политическая.

"— Надо слоган убедительный придумать типа «Я дам вам...». Что он может дать? — Смотря чего у него нет. — Ничего у него нет." Из фильма "День Выборов"

Как мы назовем человека, который если и работает, то только языком, способен часами молоть всякую чушь, но не привык отвечать за свои слова, часто меняет свои убеждения и если в чём и последователен, то в непоследовательности? Правильно, депутат!

Меньхерт Катанги как будто был рожден для парламента, оставалось лишь одно препятствие - выборы. Тут-то и выходит на сцену дядюшка Клары, оказавшийся совсем не богатым, да и "фабрикантом" не в том смысле, на который рассчитывал Меньхерт. Дядюшка обладает умением "фабриковать" депутатов, и вот наш герой, взявший в аренду шубу у портного, едет в неведомое ему доселе местечко Боронто, чтобы участвовать в выборах в одном из самых "трудных" округов.

Предвыборные интриги (как в Венгрии конца 19-го века, так и в наши дни) - это не то, что стоит описывать во всех подробностях, а то мало ли что, скажу только, что если вы любите читать о приключениях обаятельных плутов и вообще, социальную сатиру как жанр, то список любимых произведений у вас пополнится.

Истории о выборах Меньхерта в парламент: и первых - в Боронто, и вторых - в Кертвейеше, невероятно смешные, цитаты хотелось выписывать буквально с каждой страницы. При этом, кроме смеха, я успевала ещё и удивляться точности и тонкости наблюдения автора за людьми, вспоминались Н.В. Гоголь и М.Е. Салтыков-Щедрин. При этом роман Кальмана Миксата нисколько не кажется "вторичным" по отношению к известным произведениям русских классиков. У автора свой собственный голос и индивидуальный стиль, в романе нет фантасмагоричности происходящего, знакомой нам по прозе Н.В.Гоголя, нет и ощущения злости и безысходности, возникающих при чтении сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сатира Миксата более мягкая, он предлагает смеяться, а не высмеивать и обличать. За осуждением героев скрывается понимание и сочувствие, и поэтому читать "Выборы..." особенно приятно. Может быть, дело в том, что Кальман Миксат, описывая Катанги и его окружение, отчасти смеялся и над собой. Как выяснилось, писатель, как и его герой, дважды избирался в парламент и публиковал заметки в виде писем неизвестного парламентария в газетах.

О третьей части романа, состоящей из писем Меньхерта Кантанги, уже депутата, к его милой жене Кларике, оставшейся в провинции, хочется сказать отдельно. Это что-то фантастически смешное! А еще - это филигранная писательская работа, сравнимая с плетением кружева с замысловатым узором. Письма написаны так, что можно хорошо себе представить "работу" Меньхерта в парламенте - "маленький человек", не имеющий никакого влияния, состоящий в комиссии в "наблюдении за соблюдением" рассказывает своей супруге таким образом, что даже из его умолчаний или иносказаний можно сделать определенные выводы. При чем выводы буду и о роли парламента в политической системе Венгрии того времени, и о соотношении влияния разных партий, о противоречиях между церковниками и людьми светскими, об истинном и ложном патриотизме, смелости или осторожности того или иного политического деятеля, но не менее интересные выводы можно сделать о "человеческом измерении " жизни депутатов того времени. Одни только постоянные сетования Менюша о невозможности нанять в Будапеште квартиру для семьи, делающей невозможным приезд в столицу его драгоценной супруги, делают вполне понятной причину его "падения" в один печальный момент. Но не расстраивайтесь, он придумает, как выйти из непростой ситуации, чего и вам всем желаю!

Read Full Article