Инвесторам пора собирать долговые портфели

Комитет по открытым рынкам Федеральной резервной системы США 15 марта впервые с декабря 2016-го поднял базовую ставку с 0,5-0,75% до 0,75-1%. Это  решение было ожидаемым в связи с  благоприятной макростатистикой, отслеживаемой регулятором, и прежде всего с сильными данными по рынку труда. В результате появился хороший повод для нового обзора российского евродолга, номинированного в долларах США и рекомендаций по поводу портфельных решений.

Кривая доходностей суверенных еврооблигаций России, как видно из диаграммы, стабилизировалась в достигнутом диапазоне. YTM в выпусках с погашением после 2020 года снижаются с повышением доверия держателей бумаг, а некоторая выпуклость ближнего конца кривой обусловлена апрельским погашением бондов Россия-17. По состоянию на конец марта кривая выглядит почти симметричной бенчмарку, что также весьма показательно, поскольку говорит о схожей картине распределения рисков, в которой страновой компонент уже не накапливается по мере роста дюрации. Переломной точкой здесь является доходность пятипроцентного выпуска Россия-20 с погашением в апреле 2020 года. Таким образом, я еще раз могу рекомендовать для уверенных портфельных инвестиций именно еврооблигации РФ с обращением от трех до пяти лет, которые дают «гладкую» премию к безрисковым US-Treasuries в среднем в 1,5-1,7 п.п.

В одном из крупнейших сегментов рынка публичного корпоративного евродолга — банковском, по-видимому, также устранена неэффективность в доходностях, которая сложилась по итогам предыдущих кризисных лет. Приобретая выпуски от таких респектабельных эмитентов, как Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, ГПБ, ВЭБ, инвестор может рассчитывать на премию в 2,9-3,2 п.п. Перспективными с этой точки зрения выглядят еврооблигации с погашением в 2021-2025 годах. При этом я не рекомендовал бы увлекаться инструментами с YTM существенно выше кривой, которых все еще достаточно в отраслевом сегменте (упомяну Ренессанс-Кредит, Русский Стандарт, ХКФ), поскольку отрасль исторически наиболее уязвима к общей финансовой обстановке.

В нефтегазовом сегменте уже сложнее консолидировать портфель с подобной премией. В бумагах Газпрома и ЛУКОЙЛа с обращением три-пять лет она лишь чуть больше, чем в суверенных еврооблигациях. Лишь два дальних выпуска Газпром-34 и Газпром-37 могут удовлетворить спрос на сверхдоходность 2,5-3,0 п.п.

Почти то же самое можно сказать о бондах металлургов и горнодобывающих компаний. Сравнительно спокойная обстановка на спот-рынках и выравнивающиеся операционные показатели позволяет таким эмитентам, как ЕВРАЗ, НЛМК, Норникель реструктурировать публичный долг путем новых низкодоходных выпусков. Вместе с тем в этом секторе есть любопытные свежие размещения, например от Polyus-Gold, к которым бы я рекомендовал присмотреться, поскольку уверен в стабилизации рынка золота. Речь идет о выпусках Полюс-2022-евро (XS1405766384, 4,699%) и Полюс-2023-евро (XS1533922933, 5,25%), объемами $500 млн и $800 млн соответственно, выпущенными с октября прошлого года по февраль текущего.

С начала года рынок новых размещений заметно оживился. Его динамика и анонсированные эмитентами инициативы наводят на мысль о том, что весь год будет посвящен скорее дальнейшему удешевлению и реструктуризации текущего публичного долга, нежели его наращиванию.

Резюмируя вышесказанное, я хотел бы в основном ориентировать консервативного долларового инвестора на пакетные предложения банков или ПИФов с равномерно распределенными весами суверенных еврооблигаций с обращением от трех до пяти лет, сходных по дюрации бумаг из банковского сегмента от госбанков и, например, дальних выпусков Газпрома.

В условиях, когда Федрезерв ориентируется достижение инфляции, равной 2%, и планирует дальнейшее повышение учетных ставок, стоит консолидировать в портфелях инструменты со стабильной и среднерыночной (2,5-3,0 п.п.) премией к бенчмарку от наиболее надежных эмитентов, но не гнаться за сверхдоходностью. Итоги 2017 года покажут, в какой мере ужесточение монетарной политики скажется на мировом долговом рынке. При этом, как я уже писал, спекулятивные премии в доходностях корпоративных и суверенных российских евробондов уже устранены, поэтому вряд ли стоит выжидать более благоприятного момента для инвестирования в них.



Read Full Article